Бойтесь гнева терпеливых!
![](http://anime.com.ru/news/03082012/03_08_2012_13_46_35_anime_com_ru.jpg)
«...Из приоткрытой двери вдруг подуло ветерком. Он почувствовал в воздухе мимолетное движение, и вдруг что-то шершавое коснулось его ноги – оголенного участка между краем штанины и носком. Коснулось и исчезло, вероятно, за дверью, оставив Андо лишь воспоминание об этом отвратительном прикосновении. Вздрогнув, он закричал. Никакие разумные доводы уже не помогали. Он мог сколько угодно убеждать себя в том, что его лизнула кошка, которую по ошибке заперли в ванной. Это нисколько не успокаивало. Все его пять чувств работали на полную катушку, и теперь он окончательно понял, что столкнулся с чем-то потусторонним и абсолютно необъяснимым…»
В 2002 году на свет появился ремейк на неизвестный до этого времени японский фильм «Звонок», снятый по одноименному произведению Кодзи Судзуки. Благодаря этому фильму, застопорившийся и зациклившийся было на образах зомби-вампиров-оборотней, жанр получил второе дыхание, обогатившись образом безжалостного призрака в виде маленькой девочки с закрытым волосами лицом и странными ломаными движениями, но не только…
читать дальше ►
![](http://anime.com.ru/news/03082012/4523_anime_com_ru.jpg)
Существующий образ призрака не является выдумкой автора, плодом его воображения, но имеет корни в богатом фольклоре Японии, относящимся к добуддийскому периоду. Итак, чтобы не блуждать в потьмах невежества и лучше понять смысл увиденного, погрузимся в мир японской демонологии.
В японском фольклоре без бутылки сакэ не разберешься. Он сформировался благодаря многовековому "сотрудничеству" китайского буддизма и национального синтоизма - уникальному процессу, в ходе которого принципы одной религии дополнялись заповедями другой.
Мир синтоизма -это бесконечное количество богов-ками, которые обитают во всех предметах и явлениях мира, что относится к древнейшим религиозным представлениям – фетишизму, анимизму и нагуализму. Вследствие этого, причинение вреда природе – это причинение вреда ками, которые могут оказаться и духами ваших предков, поскольку, согласно синтоистским поверьям, после смерти человек становится божеством-ками, призванным охранять и помогать живым сородичам. Из этого исходит, что весь мир населен богами, а потому обидеть их – значит обидеть природу. Ками могут быть покровителями какого-то единичного предмета или стихий, как например Уми-но ками – Бог моря.
Персонажами традиционной японской демонологии являются ками, стоящие на более низкой иерархической лестнице и по характеру менее добросердечные. Тем не менее, сущность их амбивалентна: человек может найти с ними общий язык.
читать дальше
![](http://anime.com.ru/news/03082012/20678_anime_com_ru.jpg)
В японской демонологии существует две большие категории демонических существ – это ёкай и юрэй. Ёкай, определяющиеся как призраки или приведения, имеют неоднозначный смысл: это слово записывается двумя иероглифами, одно из значений которого – «волшебный, чудесный», а другое – «загадка, нечто странное, призрак». Если говорить об их облике, то они довольно многочисленны и разнообразны по своему внешности, привычкам, функциям и месту обитания. х главный признак - неординарный внешний вид (один глаз, длинная шея и т.д.). Ёкай напоминают русских домовых или леших. Живут эти существа в определенной местности и не ищут встречи с человеком. Ёкай могут быть как дружелюбны, так и зловредны. Они ассоциируются с огнем и северо-востоком. Зимой встречи с нечистью происходят редко.
читать дальше
![](http://anime.com.ru/news/03082012/324416_anime_com_ru.jpg)
Юрэй – это тоже призраки и приведения, но слово записывается иероглифами «потусторонний мир» и «душа».
Различаются между собой ёкаи и юрэй тем, что первые вполне материальны и антропоморфны, несмотря на то, что их облик часто бывает необычен. Именно в этой необычности и заключается их особая притягательность. Так, например, у ёкая, обитающего на обочине дороги, только один глаз, из-за чего его называют итимэ кодзо — «одноглазый монашек», а у рокурокуби — «страшилища с длинной шеей» — шея и впрямь такая длинная, что создается впечатление, будто голова держится на длинном шнурке и существует почти автономно от тела. Все ёкаи любят обитать в строго определенных местах, они привязаны к «сфере своей деятельности». Одни живут в реках и никогда не перебираются в море, другие – ждут запоздалых путников на горной тропинке и никогда не приближаются к человеческому жилью. Совершенно очевидно, что ёкаи не ищут встречи с человеком нарочно. Они живут своей собственной жизнью, в которую вдруг, случайно вторгается человек, и получается, что человек сам пришел к ёкаям, а не они к нему. Именно поэтому встреча с неведомым носит в японском фольклоре случайный, незапланированный характер. Ёкаи — дети полутьмы, время их появления, как правило, связано с угасанием дня, отчего даже часы от наступления сумерек до темноты принято называть «оума-га доки» («время встречи с демоном»).
Приведения юрэи имеют иную цель, поскольку и происхождение иное: она заключается в том, чтобы появиться перед здравствующим человеком и вступить с ним в контакт. Согласно канонам синтоизма, после смерти душа человека выжидает момент, когда рядом никого нет, и никто не оплакивает умершего и только тогда покидает тело. Душа тех, кто умер естественной смертью, становится духом предков, те же, кто принял насильственную смерть – становятся юрэями. Интересен тот факт, что, несмотря на пол умершего насильственной смертью, юрэи всегда имеют женский облик. Они приходят в дом темной ночью, что придает расплывчатость и неясность их очертаниям. Считается, что верхняя часть тела их антропоморфна, а ближе к нога – их силуэт становится как бы окутанным дымкой, призрачным, что создает впечатление, что они плывут по воздуху, оставляя за собой лишь тонкую струйку дыма. Ноги служат всем существам для контакта с землей, соединяют их с ней, так что отсутствие ног в некотором смысле символизирует отсутствие такой связи. Эта особенность японского призрака сходна со способностью западного призрака парить над землей, не используя ноги, которыми он теоретически обладает. Японские призраки не имеют ног, поскольку, соединяя людей с почвой, ноги подчеркивают, какая часть находится сверху, а какая снизу, т.е. происходит демонстрация правильного и неправильного пути. Вследствие этого, быть без ног – значит быть лишенным этого стандарта. Помимо этого, данная особенность японских призраков, обусловливает еще и время их появления. Так, призраки приходят ночью не только потому, что им нравится темнота, но и потому, что во сне ноги людей располагаются на том же самом уровне, что и их головы. Призраки способны менять этот порядок. При похоронах трупы японцев хоронились в сидячем положении (хотя сегодня более распространена кремация), чтобы они могли войти в следующую жизнь в правильном положении, с головой (разумом) наверху.
Примечателен тот факт, что японские призраки не привязаны к какой-то определенной локации, как призраки европейские – они могут следовать за своей жертвой повсюду. Чаще всего юрэи любят обитать в заброшенных домах, старых храмах, полуразрушенных горных лачужках, где поджидают незадачливого путника. От ёкаев, которые довольно часто бывают простодушными и легковерными, юрэи довольно часто предстают персонажами воистину вселяющими ужас, это касается в том числе и вида: у такого привидения может оказаться вместо лица полупрозрачный шар с одним глазом на подбородке, а то и вовсе не быть глаз, глаза (а то и два-три глаза) могут располагаться даже на локте.
Большинство юрэй - женщины, пострадавшие от любви. Первоначально японцы полагали, что их облик неотличим от пожизненного, но вскоре традиции стали меняться, и вместо лица у призрачной дамы мог обнаружиться огромный глаз.
Сегодня облик юрэй стандартизирован. Они одеты в белое погребальное кимоно. Волосы угольно-черные, длинные (предполагалось, что они растут после смерти) и спадающие на лицо. Руки бессильно свисают вниз, вместо ног зияет пустота (в театре кабуки актеров подвешивают на веревках), а рядом с призраком вьются потусторонние огни.
Следует отметить, что юрэй – это воплощенная цель, т.е. он не отступится, пока не добьется своего. Цель же, помимо всего указанного, заключается еще и в том, чтобы явиться перед здравствующим втуне человеком и, по возможности, напугать его так, чтобы он немедленно перешел в класс юрэй.
Как уже было сказано выше, многие из юрэй – это дети насилия, т.е.призраки женщин, которые ужасно страдали при жизни от капризов любви: чьи сильные чувства ревности, горя, сожаления или злобы во время смерти заставили их искать мести любому, кто оказался причиной их страданий. Мужские юрэй встречаются реже и реже ищут мести. Хотя, иногда, в фильмах, мы можем видеть обратное («Проклятие»). Чаще всего, мужчина-юрэй – это воин, который был убит в сражении и поэтому не имеет никакого личного недовольства (так как смерть была частью его ремесла), но не может отделить себя от исторических событий, в которых он участвовал. Такие Юрэй этого типа обычно на первый взгляд неотличимы от реального человека: он бродит вокруг полей древних сражений или в окрестностях храма, ожидая проходящего мимо путника, который мог бы выслушать его историю о событиях минувших дней. При изложении этих событий, он, как правило, стремится вернуть свою репутацию и восстановить свое доброе имя. Такие призраки раскрывают тайны истории и успокаиваются только тогда, когда становиться известна истина.
Первоначально считалось, что все юрэй в призрачном состоянии не имеют отличий от состояния живого. В конце 17 века, когда квайдан становился все более и более популярным в литературе и театре, юрэй стали приобретать некоторые признаки, которыми они характеризуются и по сей день. Очевидно, что такая перемена в представлении об облике юрэй произошла с тем, чтобы облегчить различение юрэй в искусстве и на сцене от обычного живого персонажа.
читать дальше
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1268457_anime_com_ru.jpg)
Большинство характеристик юрэй ведет начало от погребальных ритуалов эпохи Эдо. Так, например, они появляются в белом (это был цвет одежды, в которой людей хоронили в то время), или в белой катабире (простое, необшитое кимоно), или в кёкатабире (белая катабира, на которой начертаны буддистские сутры). Юрэй также появляются с белым треугольником бумаги или ткани на лбу, обычно обвязанным вокруг головы нитью, который называется хитай-какуси (дословно «лобное покрытие»). Первоначально считалось, что он должен защищать недавно умершего от злых духов, но, в конечном счете, стал просто частью ритуального облачения на буддистских похоронах.
Синтоизм учит, что после смерти душа ждет совершения необходимых обрядов над телом, после чего благополучно отбывает в мир иной. С живыми родственниками покойный дух может встретиться один раз в году — в июле, во время праздника Бон.
читать дальше
Существует также такая категория японских призраков, как о-бакэ, они сходны с юрэй, но различаются тем, что первые – это души погибших, не осознавшие, что умерли, и потому являющиеся на месте гибели. Онрё – это души несправедливо обиженных, преследующие своих оскорбителей.
- Самые высокие шансы встретить призрака в Японии - летом между 2 и 3 часами ночи, когда граница между миром живых и мертвых тоньше всего.
Абуми-гути: когда воин погибал в бою, стремена с его лошади иногда оставались на поле битвы. Там они оживали, превращаясь в странное пушистое создание, вечно ищущее своего провавшего хозяина.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1502294_anime_com_ru.jpg)
Абура-акаго: души торговцев, которые при жизни сбывали масло, украденное из светильников у придорожных святынь. Влетают в комнату сгустками огня и превращаются в младенца, который высасывает все масло из лампы, после чего улетают прочь.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1539424_anime_com_ru.jpg)
Адзуки-араи: маленький старичок или старушка, моющий бобы в горных речках. Поет угрожающие песни ("Намыть ли мне бобов или съесть кого-нибудь?"), но на самом деле пуглив и безобиден.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1570556_anime_com_ru.jpg)
Ака-намэ: "слизывающий грязь" появляется в тех банях, где давно не было уборки. Как следует из его названия, питается антисанитарией. Его появление быстро воспитывает у людей привычку убираться за собой в помывочных комнатах. Его родич - длинноногий тэньё-намэ - облизывает грязные потолки.
Ама-но-дзако: родилась из ярости бога грома Сусаноо. Уродлива, обладает прочными зубами, перекусывающими сталь. Умеет быстро перелететь на большие расстояния.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/163836_anime_com_ru.jpg)
Ама-но-дзаку: древний демон упрямства и порока. Читает мысли людей, заставляет их поступать так, что задуманные планы совершаются с точностью да наоборот. В одной из сказок съел принцессу, надел на себя ее кожу и попытался в таком виде выйти замуж, но был разоблачен и убит.
![](http://pero.su/images/yaponskii_dojd1.jpg)
Амэ-фури-кодзо: дух дождя. Предстает в виде ребенка, накрытого старым зонтом и несущего в руках бумажный фонарь. Любит плескаться в лужах. Безобиден.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1706257_anime_com_ru.jpg)
Ами-кири: летом в Японии много комаров и призраков. Один из них, выглядящий, как помесь птицы, змеи и лобстера, обожает рвать москитные сетки, а также рыбацкие снасти и сушащееся белье.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1739991_anime_com_ru.gif)
Ао-андон: в эпоху Эдо люди часто собирались в комнате, зажигали большой синий фонарь с сотней свечей и начинали рассказывать друг другу страшные истории. В финале каждой из них тушилась одна свеча. После сотой истории свет угасал полностью и появлялся ао-андон.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1783234_anime_com_ru.jpg)
Ао-бодзу: циклоп-коротышка, живущий в молодой пшенице и утаскивающий туда детей.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1797441_anime_com_ru.jpg)
Ао-ниобо: людоедка, живущая в руинах императорского дворца. При жизни была фрейлиной. Отличается черными зубами и бритыми бровями.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1818386_anime_com_ru.gif)
Ао-саги-би: аналог Жар-птицы: цапля с огненными глазами и белыми светящимися перьями.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1833847_anime_com_ru.gif)
Аси-магари: призрачная енотовидная собака. По ночам обвивает ноги путников хвостом. На ощупь ее шерсть - как сырой хлопок.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1855565_anime_com_ru.gif)
Аякаси: морской змей длиной около двух километров. Иногда проплывает над лодками, образуя телом арку. Это может длиться несколько дней, на протяжении которых люди в лодке заняты вычерпыванием слизи, обильно сочащейся с чудовища.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/18911_anime_com_ru.jpg)
Баку: китайская химера с телом медведя, хоботом слона, глазами носорога, хвостом коровы, лапами тигра и пятнистой шкурой. Питается снами. Если вы видите дурной сон, следует воззвать к баку, и он поглотит его вместе со всеми предвещенными бедами.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1932961_anime_com_ru.jpg)
Бакэ-дзори: старый сандаль, за которым плохо ухаживали. Бегает по дому и распевает глупые песенки.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1950279_anime_com_ru.jpg)
Бакэ-кудзира: скелет кита, сопровождаемый странными рыбами и зловещими птицами. Неуязвим для гарпунов.
читать дальше
![](http://anime.com.ru/news/03082012/1966976_anime_com_ru.jpg)
Бакэ-нэко: если кошку кормить в одном и том же месте 13 лет, она превратится в кровожадного оборотня. Бакэ-нэко может быть настолько огромным, что не пролещет в дом, а вместо этого будет шарить по нему лапами, выискивая людей, как мышей в норе. Иногда оборотень принимает облик человека.
Известна история о том, как в одном доме пропала кошка. Одновременно с этим стало меняться поведение матери семейства: она сторонилась людей и ела, закрывшись в комнате. Когда домочадцы решили подсмотреть за ней, то обнаружили жуткого гуманоидного монстра. Хозяин дома убил его, и через день та вновь превратилась в пропавшую кошку. Под татами на полу обнаружились кости матери, обглоданные дочиста.
Кошки в Японии ассоциировались со смертью. Поэтому люди с большим подозрением относились к кошкам умерших хозяев. Эти животные могли стать каса, крадущими трупы, или двухвостыми нэко-мата, играющими мертвыми телами как куклами. Во избежание такой беды котятам нужно купировать хвосты (чтобы они не раздваивались), а кошку покойника следует надежно запереть.
Образ кошки далеко не всегда был мрачен. Фарфоровые статуэтки манэки-нэко приносят успех хозяевам магазинов. Во время грозы кошка отвела богача от дерева, в которое должна была ударить молния, после чего тот стал покровительствовать храму. Кошка одной гейши не пускала хозяйку в уборную, где спряталась змея. Наконец, кошки часто принимали облик людей и становились женами одиноких мужчин либо детьми бездетных пар.
Принято думать, что всякая постаревшая кошка становится злым духом. По человеческим меркам, старой кошку можно считать, когда она старше двухсот лет. Не мудрено, столько прожив, конечно станешь нечистью! (в доказательство тому, что что – то в ж не так – раздвоенный хвост).
![](http://anime.com.ru/news/03082012/2224341_anime_com_ru.gif)
KASHA (ОГНЕННОЕ КОЛЕСО)
Говорят, KASHA часто являлся в Идзумо (перфектура Щиманэ) и Сацума (префектура Кагощима). Это - Кошка-оборотень, держит подмышкой обессилевшую женщину. Многие утверждают, что видели KASHA.
В произведении «Хокуэцусэппу» говорится, что в период Таищо (1573 ~ 1591), в Минами-Уонумагун Эчиго (префектура Ниигата) увидели огромную кошку «KASHA». По окончании одной погребальной церемонии, когда провожающие направились с гробом, небо внезапно потемнело, неведомо откуда возник огромный огненный шар, а в нем виднелась огромная кошка с раздвоенным хвостом. В другом произведении её называют «Хи но курума» (огненная машина), словно зажигая небо, она летит, переправляя души умерших в рай или в ад. Этот демон, как бы средство соединения реального и потустороннего мира.
Считалось так же, что если, во время похорон, дует сильный ветер, идет сильный дождь и сносит гробовую крышку, то «KASHA» прокляла душу умершего. Этого жутко боялись, но и стыдились не меньше: значит, поступки умершего, совершенные при жизни, были очень плохи, и «KASHA» явилась из ада забрать эту душу, а затем отнести ее туда.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/2399756_anime_com_ru.jpg)
Басан: петух-переросток. Ночью ходит по улицам и издает странный шум - нечто вроде "баса-баса". Люди выглядывают из домов, но никого не находят. Может дышать пламенем, но в целом безобиден.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/2433958_anime_com_ru.jpg)
Бэтобэто-сан: когда вы идете ночью по улице и слышите за собой шаги, однако позади никого нет, - скажите: "Бэтобэто-сан, пожалуйста, проходи!". Призрак уйдет и больше не будет топать у вас за спиной.
Есть такой рассказ. Один путник шел поздно ночью с фонарем по дороге и почувствовал, что за ним кто-то идет.
Сказал он: «BETOBETOSAN, пожалуйте вперёд», но голос тут же ответил: «не могу, спереди темно». Мужчина пообещал одолжить демону фонарь.
BETOBETOSAN, взяв фонарь, пошёл вперёд. Наутро вещь была возвращена хозяину: фонарь стоял у порога дома.
Вот такой воспитанный демон.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/2533232_anime_com_ru.jpg)
Гюки (юси-они): быкоподобная химера, живущая в водопадах и прудах. Нападает на людей, выпивая их тени. После этого жертвы начинают болеть и вскоре умирают. Шаги гюки беззвучны. Наметив жертву, он будет преследовать ее до края Земли. Избавиться от монстра можно только одним способом - повторяя парадоксальную фразу: "Листья тонут, камни плывут, коровы ржут, кони мычат". Иногда гюки принимает облик прекрасной женщины.
Или как еще
USHIONI (GU-KI) (ДЕМОН - БЫК)
Демон с туловищем коровы и лицом чёрта. В основном он обитает на побережье и потому причисляется к водяной нечисти. Он известен тем, что появляется в паре с «мокрой» в западном районе, особенно на севере Кюсю. «Мокрая» и в одиночку нападает на людей, но здесь, она выступает, как соучастница и задерживает жертву. Из моря выходит «мокрая», останавливает прохожих и дает им в руки младенца. Младенец мигом утяжеляется, будто наливаясь свинцом, и не даёт путешественнику даже двинуться с места. Тут является USHIONI и убивает ошеломленных жертв с помощью острых, словно катана, клыков и рогов. Также говорят, что он появляется в горах и, оборотившись неописуемой красавицей, соблазняет путешественников, а в последствии убивает их.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/2722241_anime_com_ru.gif)
Лидара-локти: великан невероятных размеров. Отпечатки его ног становились озерами. Нередко переставлял с места на место горы.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/2744500_anime_com_ru.jpg)
Дзёре-гумо: днем выглядит как симпатичная девушка, а ночью превращается в паукообразного монстра, расставляющего сети на людей.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/2764504_anime_com_ru.jpg)
Дзюбокко: деревья, растущие на полях сражений, вскоре привыкают к человеческой крови, становясь хищниками. Они ловят путников ветвями и высасывают их досуха.
![](http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2010-12/1293796218_doro-ta-bo.jpg)
Доро-та-бо: призрак крестьянина, всю жизнь обрабатывавшего свой клочок земли. После смерти хозяина ленивый сын забросил участок, и тот был вскоре продан. Дух отца регулярно поднимается из земли и требует, чтобы ему вернули поле.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/282611_anime_com_ru.jpg)
Ину-гами: если привязать голодную собаку, поставить перед ней миску с едой так, чтобы она не могла до нее дотянуться, а когда животное достигнет высшей точки исступления, отрубить ему голову, то получится ину-гами - жестокий дух, которого можно натравливать на своих врагов. Ину-гами очень опасен и может наброситься на своего хозяина.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/2880171_anime_com_ru.jpg)
Иппон-датара: дух кузнеца с одной ногой и одним глазом.
![](http://anime.com.ru/news/03082012/2894569_anime_com_ru.jpeg)
Исонадэ: гигантская рыба. Хвостом сбивает моряков в море и пожирает их.
@темы: поделюська
Вообще, по части сюрности воображения с японцами не сравнится никто))) Или это все-таки не воображение? Я, например, верю, что йокаи существуют.
И, кстати, насчет Ину-гами мне попадалась другая информация. Псов-хранителей почитали в Японии, особенно женщины, потому что считалось, что они посылали легкие роды.
Ну вот про то, что инугами были почитаемы подобным образом, я не знаю. Но Википедия не отрицает ни мои сведения, ни ваши.
Обычно японцы собакам поклонялись как стражам и защитникам. Статуи Кома-ину — две собаки друг напротив друга, у левой пасть закрыта, у правой — открыта, — часто ставят в храмах как защиту от злых сил. Также считается, что собаки рожают без боли, поэтому беременные женщины в определённые дни приносят статуям собак жертвы и молят об удачных родах. Японцы верили, что иногда эти собаки могут превращаться в очень сильных и высоких мужчин, преданных своим друзьям, отличных воинов, но несколько обиженных умом, лишённых живого воображения и легко впадающих в гнев.